13. Становление эмпирического подхода в философии Ф.Бэкона.

Резюме и вводная:

Душа как предмет исследования перестает быть объяснительным принципом.

 

Первым, кто провозгласил новый взгляд на проблемы души был англ.философ Френсис Бэкон (1561-1626). Наука получает преимущественное развитие в Англии, так как там бурное развитие капиталистических отношений. Развитие производства требует развитие науки. ФР.Бэкон провозгласил лозунг «Знание — сила». Цель науки — практическая польза. Познать природу нужно, чтобы овладеть ею. Нет благоговения перед природой. Создаются крупные научные центры — академии наук, которые координируют всю область научных исследований. Создание академий наук было вызвано развитием общества. У нас академия наук была создана Петром 1. 

1.    сводит изучение души к изучению психических функций, указывает на необходимость дать эмпирическое описание психических функций (способностей)

2.    классификация наук

3.    большое внимание ошибкам познания - идолам

4.    средства, орудия, метод – путь к развитию. Метод – главное орудие познания. Предложил научную индукцию в качестве метода.

® отмирание науки о душе  и предпосылки возникновения науки о сознании.

Проблема вывода: сводит душу к психическому, говорит о необходимости дать эмпирическое описание, большую роль уделяет вспомогательным средствам.

Френсис Бэкон (1561 – 1626).Дружил с Эссексом, который попал в опалу. «Знание - сила» - его максима. Был осведомлен во всех областях науки, написал «Новую Атлантиду». Главной задачей считал проблему разработки метода. Создал «Новый органон» (1620) - ум не может быть предоставлен самому себе, но он должен быть механистическим. Поэтому Бэкон много занимался переходом от посылок к выводу. «Задача состоит в том, чтобы природа подчинилась человеческим делам и благополучию», но управлять ею можно, только повинуясь природе.

 

Бэкон отказывается от изучения наиболее общих вопросов природы души (она уже не предмет науки), призывает перейти к эмпирическому описанию её процессов (способности» - подготовка отмирания науки о душе, предпосылки становления науки о сознании.)

Занимался классификацией наук. Идея единой науки, составная часть которой психология. «Все деления наук должны лишь намечать различия наук, а не рассекать и разрывать их». Учение о человеке:

·      Гражданская философия - человек в отношении к обществу

·      Философия человека – человек как таковой, подход к нему натуралистически.

Общие вопросы: учение о личности (рассмотрение личностей великих деятелей, их способностей, как образцов высших проявлений человеческих возможностей);

учение о связи тела и души (определение душевного состояния по внешним проявлениям, толкование снов, влияние болезненных состояний на душу и наоборот)

ØНауки о теле

vМедицина

vКосметика

vАтлетика

vНаука о наслаждениях

ØНауки о душе

vНаука о рациональной божественной душе, или духе. Способности души рациональной: разум (интеллект), рассудок, воображение, память, желание (влечение), воля

vНаука о чувствующей нерациональной, общей человеку и животным, природа которой телесна. Душа обладает способностями ощущения и выбора (произвольных движений)

 

Учение о душе – «О достоинстве и преумножении науки».

Работы по анализу научного знания (на основе глубокого сомнения в значимости научного знания), на этой основе произвели особую классификацию.

Душа: критика Аристотелевского понимания души как чрезмерно широкого (все живые проявления, а не только психические).

Ограничивает философию души только психическими (не дает точного критерия психического). Задается вопросом: зачем нужно «психическое»? Дает ответ: описание психического нужно для знания особенностей, чтобы уметь их развить, чтобы подчинить силы природы, останавливается на принципиальных особенностях всех людей.

Наибольшего внимания достойны познавательные способности: Бэкон первым выделил метод сомнения в возможности нашего знания, описал ошибки познания.

Необходим союз опыта и рассудка: наука состоит в применении рационального метода к чувственным данным.

Познание: ограничено, подвержена глубочайшим заблуждениям, поэтому эти ошибки-ограничения – «идолы». Классифицирует ошибки, ставя перед собой задачу избежать главных ошибок.

Типы «идолов»:

vидолы рода – обусловлены особенностями человеческого рода

vидолы пещеры – обусловлены особенностями слов

vидолы площади – обусловлены результатом и процессом общения

vидолы театра – результат неверных теорий, философских учений и ложных законов доказательства (только от этого типа идолов можно отказаться, остальные господствуют над человеком всецело)

 

Препятствия, стоящие на пути познания либо врожденные, либо приобретенные, но преодолимые.

Агностицизм – это не для Бэкона, он не сомневался в возможностях познания, ошибки нужно анализировать, чтобы уметь оценить их влияние на познание.

Наше познание должно быть чем-то вооружено, т.к. от природы существует 4 ограничения. Природные возможности надо усилить. Для работы ума нужны орудия (например, мнемотехника, письменность – орудия для познания). Главным орудием познания считает метод, а методом, адекватно раскрывающим природу, по Бэкону, является научная индукция (выявил правила перехода от частного к общему). Таким образом, логика вместе с экспериментом выступает у Бэкона орудием, которое вооружает научное исследование. Перекликается здесь с Л.С.Выготским.

 

Неверно выделять 3 вида души: растительную, животную, человеческую, потому что в человеке так много процессов, которые осуществляются без души, то понятие души (ее объем) нужно ограничить. Отказывается от того, чтобы телесные процессы (как питание, кровообращение, рост, размножение) объяснять понятием души. Бэкон, опираясь на все открытия в медицине, указывает, что нужно исключить из души функции, которые исполняются телесными органами. Причисляет к функциям души только психические процессы (от ощущения до самых высших — мышление, воля, чувства, характер). Однако, называя эти функции психические, что входит в понятие души, не находит критерия, по которому все эти функции объединяются как психические. Выделить критерий — дело ученых будущего.

Человеческая душа — боговдохновенная. 2 функции животной души: ощущение и движение. Описывает функции человеческой души — познавательные и др. В познавательной функции выделяет рассудок и ощущение. Ставит вопрос о правильном соотношении ощущения и рассудка: нельзя торопиться с ощущениям, нужно идти от фактов к обобщениям. 2 пути познания — чувственное и разумное. Нужно развивать способности за счет использования вспомогательных средств (для памяти — письмо, для мышления — метод).

 

Нужно описывать явления души, развивать и усовершенствовать их. Это задача, которая не решается путем апелляции к понятии души.