12. Философско-психологическая мысль эпохи Возрождения (XV-XVIвв.). Открытия в области анатомии и медицины и их значение для развития психологии.

Психологическая мысль эпохи Возрождения и Реформации (15-16 века).

 

Зарождение гуманистической концепции человека.

Э.Эриксон написал биографию М.Лютера.

Лосев А.Ф. - исследователь культуры античности, возрождения. Сказал, что эта эпоха и прекрасная, и эпоха, где было много пороков (например, инквизиция, преследовали ведьм, «Молот ведьм»). Гуманизм имеет в себе оттенок индивидуализма. Индивидуализм — особенность этой эпохи. Лосев считает, что двойственность этой эпохи  -  уродливое выражение индивидуализма.

Происходит крушение феодальных отношение и рождение ранних капиталистических. Особенности: появляется мануфактура (новый вид производства, требующий разделения труда, многообразия социальных ролей); противоположность личности как типическому; время крупных изобретений (часы, стекло); возрождение книг (возрождение классической древности: труды Античности).

В 15 веке во Флоренции была создана академия Платона. Тема любви была главной (особенно платоническая).

 

Психологические знания развивались художниками, писателями, поэтами.

 

Существует 2 ветви Возрождения: южное (Итальянское, Французское), северное (Нидерланды, Германия).

Главная идея и содержание: новая концепция человека.

 

Итальянское Возрождение.

Алигьери Данте (1265-1321) и Леонардо да Винчи (1452-1519).

Художники преследовали целью своей — реалистическое изображение человека. Заложили основы анатомии (брали уроки у врачей). Иллюстрировали труды по анатомии (Тициан). Единство науки и искусство — наука была не развита, а целью было на полотне изобразить объемное тело человека (Альбрехт Дюрер).

Особенности человека:

Данте воплотил высокие представления о человеке в образе Улисса (Одиссея).

-Была провозглашена универсальность человека (человек рождается не готовым существом, он способен стать всем, что только доступно для человек — Джовании пико делла Мирандоло (трактат — «Речь о достоинстве человека», где утверждает, что человек рождается свободным))

-Новые соотношения божественного, природного, духовного, телесного. Что присуще от природы — меньше всего достойно осуждения. Человек - не животное (возвышение человека, это возможно через усвоение культуры)

-Земное предназначение человека: не подготовка к другой, лучшей жизни, а земное предназначение — в творческой, созидательной деятельности человека.

-Удовлетворение потребностей — черта человека. Не аскетизм.

 

Никколо Маккиавелли (1469-1527)

«Государь». Мораль и религия — это то, что определяет жизнь и поведение каждого человека. Для государя допустимо отхождение от этих норм. Государя будут судить по делам, а не по моральным качествам. Цель оправдывает средства. Маккиавелизм как черта личности (ввели социальные психологи) — склонность к манипулированию другими людьми.

 

Лекция 12. 19.11.2013

 

Франсуа Рабле.

Противопоставил концепцию человека, которая развивается в церковной концепции (благородству по высшему сословию), принципу, где благородство человека определяется усовершенствованием благородия человека через саморазвития, через науку и образование. Его программа включала не только умственное развитие, но и  занятия физическими упражнениями. Считал, что культура облагораживает человека. Обратил внимания на факт наличия двух культур, уточняя само понятие термина культура:

Есть народная культура, которую он воспевает, которая отличается полнотой, сочностью.

И есть церковная культура, официальная, интеллектуальная .

В.П.Зинченко — целостный анализ Бахтина (статья).

 

Мишель Монтень (1533-1592). Он автор произведения «Опыты» (жанр сложно определить). Рассматривает разные вопросы: наука, воспитание, религия, жизнь, смерть, страдание, счастье. Главная тема, которая волнует — проблема самопознания. Индивидуализм, это тоже черта этого времени. Сосредоточен на том, чтобы углубиться в свой внутренний мир, раскрыть тайны своей личности, не очень скромно дает оценку себе в этой попытке самопознания. Он говорит о том, что никогда ни один человек не рассматривал предмет свой доскональней, чем я. Считал, что познание души может быть только осуществлено только через самоанализ, самопознание. Индивидуализм и субъективизм — важные особенности Монтеня. Таким образом, субъективное состояние личности — предмет этой книги. У Монтеня также важная особенность его рассуждений — сомнение во всем, сомневается в истинности всех известных ему утверждений. Сомнение рассматривает, как средство, которое расчищает путь для работы разума. Это не сколько сама цель, а основание для дальнейшего продвижения разума. Борьба с предрассудками — тоже одна из задач Монтеня. Дает новое представление о человеке, отрицает утверждение об антропоцентризме человека. Более правильно, считать человека звеном в развитии живого мира. Мы еще плохо знаем животных, не нужно противопоставлять себя и ставить в центр. Как мы можем усилием своего разума понять внутреннее и скрытое движение животных? У нас нет средств понять животное. Использует материалы путешественников, приходит к выводу, что сравнивая этих людей отсталых в отношении культурного и социального развития с человеком социализованного общества, преимущество на стороне первого типа человека (более простой культуры, менее развитой культуры). Сравним человека простого крестьянина и привилегированного класса — сравнение снова не в пользу человека привилегированного общества. Обращает внимание на то, что человек — сложное существо, он разный, в зависимости от того, к какой культуры он принадлежит. Высоко оценивает народную песню, фольклор, это более высокие произведения, чем многие вычурные творения поэтов, которые любуются собой, формой. Идея различия между простыми людьми и цивилизованное общество — очень были близки Л.С.Толстому (включил в круг чтения для народов некоторые фрагменты из «Опытов Монтеня» в связи с высокой оценкой простого человека). Человек — существо свободное. Против аскетизма, жить нужно в соответствии со своим земным предназначением. Человеческая жизнь сопряжена со страданиями, это неотъемлемая часть жизни, оно сопутствует человеку не как данное ему искупление первородного греха,  скорее это неотъемлемая сторона жизни.

 

Северное Возрождение.

Нидерланды, Германия, Англия.

 

Эразм Роттердамский. Ульрих фон Гуттен. И.Рейхлин. Филипп Меланхтон. Т.Мор.

Переросло в Германии в движение реформации (основателем которого было Мартин Лютер).

 

Эразм Роттердамский (1469-1536). Похвала Глупости (здравому смыслу, народной мысли). Выступил с острой критикой порядков и мировоззрений феодального средневековья. Трактат «Оружие христианского воина». Христианский воин — человек христианского вероисповедания. Оружие — понятие, которое используется для обозначения тех средств, приемов, которые помогают его бороться с собственными пороками, недостатками.

Продолжает идею о том, что самопознание — важнейший путь к собственному внутреннему миру, с помощью самопознания раскрывается не только, что есть хорошее в человеку, но и то, что у него много пороков (лень, чревоугодие, жадность, стяжательство). Ставится задача — преодолеть эти недостатки. Какими средствами? Молитва, знание священного писания, приведение себя в соответствии с истинами священного писания, главное — это с помощью разума направить развитие души в сторону добродетели. Это как бы аутопсихиатрия. По возможности самому справиться с теми пороками, которыми выявились в самопознании. Здесь выделяются определенные правила, применительно к недостаткам (22 правила). Еще средство — разработка приемов и правил, чтобы избавить от недостатков. Недостаточно только собственных усилий, важнейшим путем борьбы с порочностью человека — борьба с порочности общества за его более соответствующую природу организацию. Нельзя человека рассматривать отдельно от социальных условий. Главным источником всего того, что мешает человеку развиваться, является частная собственность, сословная привилегия, проводится идея о том, что необходима отмена частной собственности и сословных привилегий, провозглашается решающая роль просвещения.

 

Были крестьянские восстания, которые объективно способствовали борьбе с существующими порядками. Все это соединилось в движении Реформации.

 

Гуманистическая концепция человека требовала обоснования возможности моральной ответственности своих поступков. Роттердамский пишет трактат о свободе воли «Рассуждение о свободе воли» (1524). Осторожно говорит о том, что все-таки человек свободен в своем поведении. Он сам выбирает свой жизненный путь, обладает возможностью сразиться с судьбой, развить свой талант. Приходит к необходимости обосновать положение о наличии свободной воли у человека. Но воля, конечно, не может обойтись без помощи благодати. Человек пользуется поддержкой божьей благодати, но он сам делает «шаги».

 

В 1525 году Лютер выступает «О рабстве воли». Обвиняет Эразма в отрицании всемогущества Бога, обвиняет его к ереси. Противопоставляет другое представление: человеческая воля — бесконечно малая частица, неограниченная абсолютной воли Бога.

 

Эразм отстаивает суверенитет разума перед верой.

 

Филипп Меланхтон. «Комментарий о душе». Главный источник о душе в этой время. В 17 веке приходит на смену К.Вольф.

 

Растущее влияние псих.знаний — в 16 веке появляется термин психология (ввели нем.схоласты Гоклениус и Кассман в 1590 году). Х.Луис Вивес (исп.гуманист), размышляя о псих.явлениях, утверждает, что главный вопрос не в том, есть ли душа и ее природа, а в том, чтобы проследить ее связь, намечает новый путь исследования души, опытное познание психических явлений является задачей, а не споры о том, что такое душа. Назревает новое движение, которое завершается отказом от души.

 

В 16 веке происходят открытия в различных областях науки: в естествознании.

Это время (16-нач.17) — эпоха научной революции. Начало эпохи положил Коперник, в 1543 году «О вращении небесных сфер». Конец эпохи — «Математические началы философии» И.Ньютон. Галилео Галилей, Иоганн Кеплер — в промежутке этого времени.

Драматическая история, связанная с Галилеем. В 1633 году опубликовал свое исследовани «Диалог о 2 главнейших системах мира: птолемеевой и коперниковой». Она была осуждена церковью, хотя сначала вышла в свет по разрешению всех инстанций. Подвергся суду инквизиции.  В конце 20 века в 1992 году папской академией было признано, что это было ошибкой церкви. Церковь умеет жить в согласии с научным миром, она приспосабливается.

 

 

В результате научной революции сложилось научное мировоззрение, то есть система методологических принципов, которые стали фундаментом развития науки. Впервые на основе великих открытий было разработано научное мировозрение. В отличие от философии, религии, искусства.

 

Особенности научного мировоззрения, черты:

1.  Вера в причинную обусловленность всех событий. Все события должны выступить объективно в науке, независимые от наблюдателя.

2.  Выделились 2 независимых полюса познавательного процесса: объект и субъект.

3.  Опыт в сочетании с экспериментом провозглашается фундаментом науки.

4.  Выработка математического научного языка описания результатов опытного изучения явлений.

 

Все, что измеримо, должно быть измерено. Только тогда оно становится научным.

 

В.И.Вернадский — ввел в университете в 1901 году на естественном факультетах курс — история естествознания. Начинал с лекции о научном мировоззрении.

С началом науки не уходят из мировозрения другие сторону — религия, искусство, жизненный опыт, они занимают свое место. И есть глубинные мысли о душе, до которых дошла религия и не доходит наука.

 

Это научное мировоззрение распространилось и на проблемы психологии. С 17 века психология развивается в русле механистического мировоззрения. Утвердилась картина мира: что все подчиняет законами механики, взаимодействие между различными системами. Эта идея о решающей роли механистического мировоззрения — стала источником в психологии в первой научной концепции психологии — ассоцианизм (психологический ньютониазм). Новый период в развитии психологии.

 

Значение открытий в анатомии и медицине (16 век). В основном итальянские ученые. Врачи также рассматривались физиологические функции. Физиология отделилась от анатомии в 19 веке (И.Мюллер).

Сильвия — учитель Андрея Везалия. Ит.врач, анатом. Составил многотомное (7 томов) издание по анатомии человеческого тела «О строении человеческого тела». Точное описание строения костей, скелета, мышц , НС, ГМ, внутренних органов.

Мигель Сервет. (1509-1553). Открытие малого круга кровообращения (движение от сердца через легкие). Включил это открытие в «Восстановление христианства». Был сожжен. Высказал предположения о мелких сосудах,  которые не видно глазу. Позже Мальпиги открыл капилляры.

Уильям Гарвей (1578-1657). Придворный врач. Решает проблему кровообращения.

 

Таким образом, те процессы, которые приписывались душе. Работа внутренних органов объяснялась процессами души. Но теперь стало очевидно, что ряд функций, которые обеспечивают работу тела должны быть исключены из учения о душе. Аристотель дал слишком широкое понимание души, потому что не было науки о живом организме. Выдумал энтелехию, чтобы с помощью этого понятия включить телесные функции в функции души. Встала необходимость дать новое определение души. Пересмотр учения о душе. 

ПО ЯРОШЕВСКОМУ

 

Переходный период от феодальной культуры к буржуазной получил имя эпохи Возрождения.

 

Его главной особенностью стало возрождение античных ценностей, без которых едва ли бы смогли существовать и арабо-язычная, и латиноязычная (в Западной Европе, как известно, языком образованности была латынь) культуры.

 

Мыслители Возрождения полагали, что они очищают античную картину мира от «средневековых варваров». Восстановление античных памятников культуры в их подлинном виде действительно стало признаком нового идейного климата, хотя их восприятие, разумеется, было созвучно новому образу жизни, обусловленной им интеллектуальной ориентации.

Возникновение мануфактурного производства, усложнение и совершенствование орудий труда, великие географические открытия, возвышение бюргерства (среднего слоя горожан), отстаивавшего свои права в ожесточенной политической борьбе,— все эти процессы изменили положение человека в мире и обществе, а следовательно — и его представления о мире и самом себе.

 

Новые философы вновь обращаются к Аристотелю, который теперь из идола скованной церковными догмами схоластики превращается в символ свободомыслия, спасения от этих догм. В главном очаге Возрождения— Италии — разгораются споры между спасшимися от иикивизиции сторонниками Ибы-Рошда (аверроистами) и еще более радикально настроенными александристами.

Последний термин происходит от имени древнегреческого философа Александра Афродисийского, жившего в Афинах в конце II в. н. э., который прокомментировал трактат Аристотеля «О душе» иначе, чем Ибн-Рошд. Коренное различие касалось вопроса о бессмертии души — главного вопроса в церковном вероучения. Если Ибн-Рошд, разделяя разум (ум) и душу, считал разум, как высшую часть души, бессмертным, то Александр настаивал на целостности аристотелевского учения и его тезисе о том, что все способности души начисто исчезают вместе с телом.

У александристов антиклерикальные мотивы звучали резче и последовательнее, чем у аверроистов.

Оба направления сыграли важную роль в создании новой идейной атмосферы, проложив путь к естественнонаучному изучению организма человека и его психических функций.

По этому пути пошли многие философы, натуралисты, врачи, которых отличал интерес к изучению природы. Их творчество пронизывала вера во всемогущество опыта, в преимущество наблюдений, прямых контактов с реальностью, в независимость подлинного знания от схоластической мудрости.

Одним из титанов Возрождения был Леонардо да Винчи (1452—1519). Он представлял новую науку, которая родилась не в университетах, где по-прежнему изощрялись в комментариях к текстам древних, а в мастерских художников и строителей, инженеров и изобретателей. В, своей практике они были преобразователями мира, их опыт радикально менял культуру и строй мышления. Высшей ценностью становился не божественный разум, а, говоря языком Леонардо,— «божественная наука живописи». При этом под живописью понималось не только искусство отражения мира в художественных образах. «Живопись,— писал Леонардо,— распространяется на философию природы».

Изменения в реальном бытии личности коренным образом изменяли ее самосознание. Субъект осознавал себя центром направленных вовне (в противовес августино-томистской интроспекции) духовных сил, которые воплощаются в реальные, чувственные (в противовес христианской чистой духовности) ценности; он желал подражать природе, на деле преобразуя ее своим творчеством, практическими деяниями.

 

Наряду с Италией возрождение новых гуманистических взглядов на индивидуальную психическую жизнь достигло высокого уровня в других странах, где подрывались устои прежних социально-экономических отношении.

 

В-Испании возникли направленные против схоластики учения, устремленные к поискам реального знания о психике, Так,

Хуан Луис Вивес (1492—1540) в ставшей знаменитой в Европе книге «О душе и жизни» доказывал, что природа человека познается не из книг, а путем наблюдения и опыта, позволяющих опираясь на теорию, правильно воспитывать ребенка

Другой врач Хуан Уарте (ок. 1530—1592), также отвергая умозрение и схоластику, требовал применить индуктивный метод «Исследования способностей к наукам» (так называлась его книга). Это была первая в истории психологии работа, в которой ставилась задача изучить индивидуальные различия между людьми для определения  их пригодности к различным профессиям.