11. Состояние психологического знания в Средние века.

В эту эпоху складывается понятие о личности, которое раскрывается исходя из условий бытия средневекового человека, положения индивида в феодальном обществе. Человек становится личностью в той мере, в какой играет сословно приписанную ему роль. Она воплощает типическое для человека как члена определенной общности. Личность – «микрокосм социально-культурной системы».

У отдельных мыслителей наблюдается интерес к самопознанию и самосознанию: В 9-м в. ирландский схоласт Иоанн Скот Эриугена уделяет большое внимание самосознанию. Средством самосоз­нания является внутреннее чувство.

 

В XII в. философ Пьер Абеляр (1079—1142) - «История моих бедствий». Материал глубокого самоана­лиза трагедии конкретной жизни Пьера Абеляра и Элоизы. Внутренний мир человека Средневековья, в котором сочетаются лично­стные качества индивида и его надличностные свой­ства. Человек отличается один от другого личностно, а не субстанционально. В XIII в. вводит­ся обязательная исповедь для каждого верующего - объективный симптом растущего внимания к челове­ческой личности.

 

В начале связь с античным миром была сильна (изучали философов, естественно-научные данные Гиппократа, Аристотеля, Галена). Затем дан умами начинает царить авторитет церкви. Церковь берет на себя оценку истины. Перестает существовать природоведение, все естественное предается анафеме. Появился ислам. Буддизм и христианство становятся мировыми религиями – феодализм способствовал. В культуре тоже царит церковь. Однако это больше характерно для Старого Света с католичеством, чем для Востока с буддизмом.

В XI-XIII происходит развитие городов и зарождение буржуазии. Возникают первые университеты, которые являются опорой духовенства и схоластов. Знание приобретает дедуктивно-схоластический характер. Вместо природы изучаются и комментируются в религиозном ключе тексты Священного писания и античные тексты. Но зато складывался логический характер рассуждений, оттачивалась диалектика.

С XIII в. начинает развиваться научная деятель­ность во всех областях знания, происходит процесс отделения области веры и знания и рождения светс­кой опытной науки. Первыми на этом пути были науки о природе - естествознание, астрономия и математи­ка.

Характер психологии в средние века этико-теологический. Изучение душевной жизни подчинено задачам богословия: как дух возвышается до царства благодати. Но вместе с тем развиваются знания  об  анатомо-физиологических особенностях человеческого организма как основах душевной жизни (арабские ученые).

 

Здесь следует отметить деятельность ара­бов и мыслителей, писавших на арабском языке (IX — XIII вв.):

Авиценна (Ибн Синадал более точное, чем Гален, описание связи процессов ощущения и мышле­ния с мозгом, наблюдая за нарушениями при ранениях мозга. Духовные силы нуждаются в телесном субстрате - мозге.

Альгазен в «Оптике» развивает учение об ощущении. Впервые обращает внимание на длитель­ность психических актов.

Аверроэс (Ибн Рушд) (комм-р Арист-ля) некоторые «силы души» прямо называл продуктами телесных органов; развил учение Ар-ля о пассивном и активном разуме; о душе; открыл сетчатку как основной элемент процесса преломления лучей. Историческая заслуга арабоязычной культуры состоит также в том, что она вернула народам Европы гречес­кую философию и развила ее дальше, подготовив ма­териализм XVIII в. В трудах этих ученых проводится мысль об обусловленности психических качеств есте­ственными причинами, о зависимости психики от ус­ловий жизни, воспитания. Отвергается бессмертие индивидуальной души. Арабоязычные мыслители «способствовали восстановлению психобиологии, отча­сти утверждению господства аристотелевской психо­логии, ставшего с XIII в. абсолютным.

 

Схоластика.

Три течения:

§  Номинализм: общие понятия – это создаваемые нашим мышлением названия, имена. Реально существуют только определенные вещи. И.Росцелин.XI в.

§  Реализм: общие понятия (универсалии) существуют самостоятельно как отдельные предметы. Ансельм Кентерберийский.XI в.

§  Концептуализм: хотя идеи отдельно от вещей не существуют, их нельзя признать только словами. Идеи – продукты ума и выражают существенное свойство мысли, но им соответствует нечто в самих вещах. П.Абеляр

В XIV веке в споре о природе универсалий победу одержал номинализм. В.Оккам. ). Между этими теч-и схол-ки шел спор по вопросу о реальности обще­го и об отношении общего к единичному. Господствующей в Средние века была позиция объективного идеализма (считает первоосновой мира некое всеобщее сверхиндивидуальное духовное начало ("идея", "мировой разум" и т.п.).. В этих условиях номи­нализм явился «первым выражением материализма».

 

Фома  Аквинский (1226-1274): решал задачу поддержания религиозного мировоззрения в условиях зарождающейся тяги к объяснению природы и ее опытному изучению.

Душа одна, обладает бытием, отдельным  от тела (хотя помещается в теле), нематериальным и индивидуальным. Душа – источник движения тела. Способности души:

·      Разум (нус), воля и пр.

·      растительные (вегетативные)

·      животные

Соотношение душа/тело=соотношение форма/материя. Но различаются чистые формы в бестелесном мире и формы, осуществляющиеся лишь в материи. Челове­ч.душа – низш. из тех чистых форм (поэтому она бессмертна) и высш. из форм второго рода (по­этому она - принцип всей органич. жиз.). Пон. души получает знач. узлового пункта в мироздании, а ч. выпадает призвание - соединить в себе оба круга бытия.

Человеческая душа бессмертна, она – принцип всей органической жизни. Но природа ее не вполне божественна, об этом свидетельствует не чисто духовный процесс познания (как у Платона).

Познание:

·      Человеческое «естественное» познание – ест. разум – познание посредством чувств и интеллекта:

ØОбласть чувственного познания: внешние органы (органы чувств – знание о единичном) и внутренние познавательные органы (общее чувство; пассивная память воображения; активная память; орган суждения – сущность конкретных вещей)

ØУмственный уровень познания – интеллектуальный (восприятие вещи обобщенно)

·      «Сверхъестественное» - основа религиозной веры, откровение

Бог есть высшая и конечная цель познания: познается через божественное откровение. Итог: разум на службе у веры.

Ф.А. отрицает врожденное знание, признает врожденные общие схемы – принципиальные познания, вложенные самим богом.

Механизм познания – специальная операция сознания – интенциональность. как активность и предметность познания есть внутренне свойствово человека, прирожденное ему. Придает определнную направленность ату восприятия и познанию в целом.

Разум имеет примат над волей. Цель выбирает интеллект.

 

Дунс Скот (1265-1308) и Уильям Оккам (1300-1350): деятельность воли выше разума. «бритва Оккама»: пол-е, против умножения принципов для объяснения  различн. явленй. Оккам рассмат-т единую душу, борясь с психол. конструк-й Фомы Акв. (мн-во душ-х способностей). Единая душа имеет различн. ф-ции, а душ. силы - разн-е назв-я для разл. актов души.

 

Значение мистических учений. М-м в исламе - суфизм (сов-ть мистич. практ-к, напр-х на дух-е разв-е и сов-е); Cр.век-й Китай - Чань-Буддизм.

У мистиков (Майстер Экхарт - нем. теолог; (13 – нач. 14 в)) схоластика перерастает в мистику. Ввод-ся представ-е о религ-но-мистич. переж-х, бога нев-но познать, он пост-ся путем мистич. интуиции, непоср-но (возм-ть внерац-го позн-я, наряду с поз-м в форме пон-й); душа – искорка божья в чел. – тожд-во глубины чел. духа и бож-ти.

 

Якоб Беме (17 в., мистик) сплетает божественное, душевное и теелесное бытие; гов-т о «муках материи». Мистики восх-ли практич. Д-ть, во имя любви к ближ. Экхарт - произ-я о нищете и о Марфе и Марии. Фромм + Джеймс: Э. проан-л разл-я м-ду 2-мя спос-ми сущ-я - обл-м и бытием (уст-ка на акт-ть) - спец-е истор-ки опр-е пон-е лич-ти в Ср. вв.

ЛЕКЦИИ

 

Учение о душе в Средние века (5-14 вв).

 

Резюме: Уже в Античности впервые была поставлена проблема о сущности души, ее соотношения с телом (онтологическая проблема).

сложилось 2 представления: материалистическая и идеалистическая.

в этот период сложилась гносеологическая проблема (о познавательных процессах, об из соотношении с реальностью) или психогностическая проблема (в рамках психологии). 2 подхода к пониманию сознания:

познание начинается с ощущений, также сложилось направление сенсуализм - сведение всего познания к ощущению.

сложилась идея о том, что знания не врождены, а являются результатом приобретения опыта (эмпирическое направление).

Зарождается категория мотивации (разум и мотивация отождествляется у Сократа), возникает учение об аффекте, влечении, побуждении.

Таким образом, можно сказать, что здесь начало всего того, что впоследствии будет разрабатываться.

 

учение Сократа о диалогической природе мышления - сохраняется до сих пор. Его идея о том, что невозможно преподнести знание в готовом виде.

Идея Аристотеля об ощущение как уподоблении. Идея об ассоциативном механизме работы памяти.

динамизм в изображении жизни души у Платона.

Советы стоиков об овладении аффектами.

 

Развитие - очень медленный процесс.

Термин Средние века дали мыслители эпохи Возрождения (с конца 14 века). они считали период, который идет с конца античности и до их времени - перерыв в развитии мысли, духа человеческого. Назвали эти века темными.

Но это несправедливо.

Почему темные? Это средние века - распад античной культуры, потеря связей с античной культурой, потому что казалось, что философия, основанная на языческой культуре, неприемлима.

Начавшаяся в поздней античности (поздних стоиков) гонение на христиан - нетерпимость к изучению всей античной культуры. Язычество - преодоленная ступень, поэтому и наука не может быть основана.

 

В 7 веке центр античной науки разгромлен арабским халифатом (огромное гос-во, образованное в 8 веке, на развалинах империи Александра Македонского от Пиренейского полуострова до Индии и Китая). Среди арабов сохранялось уважение к Аристотелю.

 

Аверроэс (арабский мыслитель, из Испании) — комментатор Аристотеля. Сохранил Аристотеля для последующего периода развития.

В средние века приостановилось развитие эмпирического знания, его вытеснили церковные догмы.

 

Средние века — период господства 3 великих религий: в Европе христианство, в Азии - буддизм, в Арабском халифате — ислам. Наукой занималось духовенство. Потребность в богослужении требовало образование. Школы были с духовными учителями. В 12 в. - университеты в Европе, учителя — люди духовного звания. Университеты — церковные учреждения. Богословский, юридический и медицинский факультеты. Главный — богословский факультет.

Однако нельзя оценивать только темными красками средние века, например, плеяда великих людей: Авероис, Пьер Абеляр, Фома Аквинский, врач Авиценна, Данте. Готические соборы, буддийские храмы, мавританские дворцы — памятники культуры. Сложился рыцарский роман, народные праздники, фарсы.

 

Мы начинаем наш экскурс в историю с того, что внесли в психологическую мысль арабоязыческие мыслители.

Авиценна (Ибн Сина) (980-1037).

Главный труд - «Канон врачебной медицины». Признавал учение Аристотеля о 3 видах души, считал, что главная идея, что душевные процессы связаны с физиологическими, телесными процессами. Связь телесного и психического.

Подчеркивал качественную специфику психики человека в отличие от животного. Связывал эти различия с рядом причин:

- человек живет в условиях общества

- находится под влиянием языка (его сознание связано с языком)

- в формировании психики воспитание играет важную роль

 

Альгазен (Ибн аль-Хайсам) (965-1039)

В физике сформулировал представления о зрении, глаз — оптический прибор. «Оптика», описал строение глаза, впервые ввел названия его частей — стекловидное тело, роговая оболочка, хрусталик. Почему назвал хрусталиком? Опытным путем заметил, что людям с плохим зрением помогает линза (сделал из хрусталика). Описал процесс зрительного ощущения и феномены зрения: по типу бессознательных умозаключений. Восприятие — не мгновенный процесс, он именно процесс, протекает по типу бессознательных умозаключений.

 

Психологические взгляды развивались в рамках философских учений: схоластика и мистицизм.

 

С точки зрения экономической, политической, период становления, утверждения развития и упадка феодализма. Феод — земельный надел. Средние века — сельско-хозяйственная направленность. Для феодального общества характерно: сословные деления (неравенство), корпоративная структура общества (каждый человек входил в какую-то корпорацию: корпорация студентов, ремесленников, купцов, рыцарей). То есть не было отчуждения от реальности, в которой жил человек. Человек не был одинок.

Аарон Яковлевич Гуревич — автор многих трудов по Средневековью. Ему принадлежит идея о том, что лишь в условиях корпорации человек средневековья был способен отстоять и обрести собственную идентичность.

Еще одна особенность средних веков — единство многообразия культуры. Это единство коренилось в латинском языке (единство языка). Философия, наука, право, религия — на латыни. В Европе существовало христианство в 2 формах: восточная европа — греко-римская, и католицизм. В литература — житие святых. В архитектуре — соборы. В живописи — иконы, не было портреты (не было выражения индивидуального человека) «Не знакомое с портретом тысячелетие» (Гуревич).

 

Авторитет священного писания выше разума человеческого. Задача философии — доказать истинность священного учения.

Мирские науки — глупости и пустяки, научное знание приобретает дедуктивный характер: вместо исследования природы, оно сводилось к комментированию религиозных текстов. При этом естественно-научное знание не могло перестать существовать, оно было в рамках монастырей: монахи занимались разведение лекарственных растений, рецепты по лечению болезни, практическое применение в области хирургии (трепанация, переломы). Врачевание — выражение остатков эмпирического знания. Врачевание подчинялось духовному врачеванию. Причину болезней связывали с грехом.

«Проблемы тела в Средние века» Жак Ле Гофф.

Вильгелм Вундт обратил внимание, что в спорах оттачивалось мастерство логического мышления, логический аппарат рассуждения.

В это время испанский философ и богослов 13 века Раймонд Луллий. Предпринял задачу разработки — машинизировать процесс мышления, дедукции. Правило моделирования психических процессов «Великое искусство».

Преодоление противоречий требует выявление терминов, логического их истолкования. трактат «Да и Нет», развитие диалектики и логики в ситуации диспута.

Особенностью ментальности — особе отношение к пониманию труда, символизм в восприятии природы, отношение ко времени. Часы были изобретены в 13 веке. Ориентировались по церковному времени. Смена времен года определяла производственный цикл. Библейское время: день из 6 дней творения не соответствовало одному дню.

Отношение к труду. Труд как проклятие за грехопадение. Труд как нравственное занятие в эпоху Средних веков. С появлением городских школ и университетов начинается уважение к интеллектуальному труду. Первыми формами интеллектуального труда — труд учителя и профессора университета.

Символизм — весь мир пронизан символами. Символика чисел, в каждом живом видели проявление сверхестественных сил. Религиозная истина дана тоже в символах и аллегориях. Библейские тексты давали поле для толкования. Различные трактовки первородного греха.

Герменевтика (искусство толкования) Психология в средние века приобретал этико-теологический мистический характер. Она склонна к морализированию, покоится на теологической методологии, много мистики. Человек рассматривается как венец, но это не значит, что человек уже подобен. Достижение подобия — путь совершенствования.

 

Большое внимание уделялось вопросу о совершенствовании человека в китайском чан-буддизме. Разработаны способы, пути просветления душевного спокойствия .

 

Оформление понятия о личности. В Риме человек, который обладает имущество — личность. Это просто юридическое лицо в системе права.

По определению Боэция (5 век н.э.) личность — рациональная, неделимая сущность. Подчеркивалась целостность. (В ожидании казни Боэций написал своё главное сочинение «Утешение Философией» («De consolatione philosophiae»), которое стало одной из популярнейших книг Средневековья и оказало сильное влияние на европейскую литературу. Автор «Утешения» пытался решить проблему совмещения свободы воли с промыслом Бога. С одной стороны, если Бог всё предвидит, то свободы воли не существует. С другой — свобода человека, его воля всё-таки существует, а это подрывает способность Бога проникать во мрак будущего.)

В соответствии с общим корпоративным устройством всего средневекового общества личность трактовалась как воплощение типического повторяющихся свойств человека как члена определенной корпорации. Индивидуальное, считалось, невыразимо. Быть личностью — воплощать качества корпорации (типическое).

Для рыцаря — это мужество, верность, сила, для купца — энергия, предприимчивость, смекливость.

В то же время у отдельных мыслителей в средние века прорывалось стремление заявить о своей индивидуальности.

 

Пьер Абеляр (1079-114). Философ-схоласт. «История моих бедствий». В этой книге он описал не только становление своих философиских взглядов, но и описал свою личную судьбу. В историю вошла великая любовь Пьера Абеляра и Элоизы. Абеляр имел большую известность как преподаватель, каноник собора Парижской Богоматери пригласил к своей племяннице Элоизе. Между ними возникла любовь.

Прорывается интерес к личности как индивидуальности.

 

Режин Перну (жизнь замечательных людей), 2005 год «Абеляр и Элоиза».

 

В 13 веке была введена обязательная исповедь. Требовалось не только признание греха, но и внутреннее раскаяние, душевное сокрушение, что предполагало внимание к мотивам собственного поступка, их оцениванию. Таким образом, в средние века пробивается путь к осмыслению личности как индивидуальности.

 

Общими направлениями были схоластика и мистика.

Схоластика. Предмет изучения — не изучение естественных законов природы, а познание в своеобразной трактовке. Сложились 2 большие темы, проблемы: соотношение веры и разума (одна позиция — полное превосходство веры над разумом «Верую, чтобы понимать» - Ансельм; другая позиция — союз разума и веры «Понимаю, чтобы верить» - П.Абеляр. Крупной проблемой был спор об универсалиях. Каким предметам соответствует общее понятие (понятие человек, бог).

Стоики ввели такой вопрос: в слове есть значение (значение — это не вещь, только в образе вещь; значение — нечто идеальное).

Этот вопрос возник вновь в средние века. Есть слово Бог, что ему соответствует? Возникли 2 концепции: реализм и номинализм.

Реализм — если есть слово, то есть и соответствующая реальность; понятийные конструкции объединялись с бытием.

Номинализм — общего нет. Понятие человек как обшее понятие не имеет коррелятов в действительности. Общее понятие — номина, имя, слово, реальности за этим нет. П.Абеляр ввел концептуализм (3 концепция) — общее существует, но не отдельно от вещи, а внутри вещей. Общее является результатом работы ума, который выделяет в разных объектах определенного рода нечто, что обозначается общим понятием. Таким образом, общее существует как концепт, понятие, смысл вещи.

 

В 13 веке начинают проявляться ростки опытного знания, эмпирического научного знания (в рамках схоластики). Роджер Бэкон (англ.схоласт) сказал: мышление Аристотеля — великий источник научного знания. Но это знание должно обосновываться каким-то эмпирическим опытом (из экспериментов). Необходимость опытной экспериментальной науки.

 

 

Фома Аквинский (1225-1274) — задание от папской церкви - согласовать накопившиеся сведения о душе со всеми истинами, догматами, которые предлагает христианская мысль.

«Суммы» -  сводные сочинения, касающиеся проблем души. Рассматривается папским престолом как наилучшее каноническое изложение философии католицизма.

Неотомозим — современное направление от Фомы Аквинского.

 

В основу положил учение Аристотеля о душе, однако в это учение были внесены изменения, так как нужно было согласовать бессмертия, сотворение души, мира со всем тем, что было известно в 13 веке.

Такая схема, сохраняет учение о душе как о форме тела (признает факт связи, единства души и тела),

существуют чистые формы (бестелесные, это высшие формы) и формы, которые не существуют без материи.

Душа по Аквинскому принадлежит к высшим формам души (как воплощение чистых форм,) а следовательно, с этим связаны представления о ее бессмертии. Другие проявления души — как проявление, связанное с телом. Душа — узловое место в мироздании, соединяет миры: материальный мир и мир, который является абсолютной реальностью.

Центральное место в учении Аквинскому — идея познания.

Как и Аристотель, признает разные уровни познания (познание с помощью органов чувств; разумное познание), детальное рассматривает процесс ощущения, вводится понятие, за которым лежит утверждение активности души (понятие интенциональности).

 

Франц Брентано(19 век!) разовьет учение об интенциональности. Вводится понятие, чтобы показать, душа не просто принимает окружающие впечатления, но и активно относится к воздействиям из внешнего мира. Что такое интенциональность? Это значит направленность на объект (не все объекты, не все в объекте доходит до наших органов чувств), душа активно выбирает в соответствии со своими потребностями и целями. Познание разных ступеней, видов развивается: все больше и больше удаляется от чувственных ощущений к нематериальным сущностям (понятиям, абстракциям).

Это познание сталкивается с абсолютной реальностью и останавливается (признает свое бессилие, нет средств, чтобы схватить эту реальность — чувства не помогают).

Фома А. Разделяет все познание на 2 вида: естественное (естественный свет разума), его предмет — окружающий мир и человек; сверхъестественное. Высшая реальность доступна только вере, с помощью откровения, священного писания. Два следствия: приблизиться к Богу необходимо каждому человеку, но все люди разные (многие без образования, разум не развит образованием), для них — ограниченные возможности имеют познание. Большая часть людей темная? Высшая реальность недоступна. Нельзя отлучить основную массу от абсолютной реальности. Познание как вера — отличается от естественного своей абсолютной истиной.

Второе следствие: на ряду с тем, что существует религия, возможно, знание (наука) внерелигиозного влияния, закладываются идеи сеполяризации знания, освобождение от религиозного давления. Учение об отношении духовных сил. Приоритет — разуму, перед волей, чувствами. «Не следует хотеть того, что раньше не было бы познано». Утверждается, что существует божественная воля (превышает ту волю, которой владеет человек).

 

Оккам сказал, что душа одна, но она многое может.

 

Мистицизм.

В 13 веке получило свое развитие, а истоки видим в начале истории по рождению Христа.

 

Майстер Экхарт (1260-1327).

Как протест против интеллектуализма. Есть познание, которое не сводится к разложенному на слои разуму. Есть познание, которое нельзя назвать познанием, скорее постижение (слияние с той реальностью, которое познается) — мистическая интуиция. Были распространены случаи  - женщины-мистички (всю жизнь посвятили тому, чтобы увидеть образ божий; первым условием было — доскональное знание священного писания; после этого вся жизнь сводится к тому, чтобы увидеть образ божий. Они выявили средства постижения: отвлечение от всего реального).

Экхарт в своих проповедях развивал идеи о мистическом постижении божественной сущности. Решение задачи, на которую направлено постижение, это не единственный путь духовного совершенствования. Написал ряд проповедей: проповедь о нищете и проповедь о Марфе и Марии (о 2 сестрах).

Вывод мистиков: духовному совершенствованию не противоречит совершение реальных дел (во имя друго человека, помощи другому человеку, добра).

Э.Фромм: Жизнь по типу обладания и жизнь по типу бытия. Не отрицает факт, что люди нуждаются в вещах, друзьях, знаниях, а дело в установки.

Яков Беме — представитель мистицизма.

Мистицизм — показатель взрыва, протест против интеллектуализма.

 

Еще одна особенность психологии в учении о душе в средние века - это зарождение опытного знания.

Роджер Бэкон.

Основная форма познания в средневековье— гипотетико-дедуктивная форма. Р.Бэкон сказал, что доказательства - важный процесс познания, но он дополняет доказательства и логику требованием привлечения опытных данных для обоснования. Существуют разные пути приобретения знания: не только умение рассуждать, но также и опыт и эксперимент.