10. Важнейшие тенденции в развитии представлений о душе в период поздней античности (неоплатонизм, Аврелий Августин).

Критерий Неоплатонизм (Плотин) Патристика (Августин)
Годы ученых 204-270 н.э. 354-430 н. э.
Труды  Оставил после себя 54 труда, которые его ученик Порфирий издал под заглавием Эннеады. Нашими сведениями о жизни и деятельности Плотина мы тоже обязаны Порфирию, который предварил свое издание обширным вступлением О жизни Плотина и о его книгах. Наиболее известными из сочинений Августина является «De civitate Dei» («О граде Божьем») и «Confessiones» («Исповедь»), его духовная биография, сочинение De Trinitate (О Троице), De libero arbitrio (О свободной воле), Retractationes (Пересмотры).
Направление Идеализм   Идеализм
База Манихейство (составленное в основном из христианско-гностических(ветх. завет) представлений, опиравшихся на специфически гностическое понимание иудейской Библии, с заимствованием некоторых иранских (зороастризм) элементов, было одной из самых влиятельных иранских религий), скептицизм (философское направление, выдвигающее сомнение в качестве принципа мышления, особенно сомнение в надёжности истины) => христианство

Ключевая идея

Развивает учение об эманации или истечении, согласно которому есть Единое – некоторая точка, по своей силе нечто божественное, единая творческая деятельность бога. Посредством эманации из этих излучения образуется сверхчувственный мир – мировой Ум и мировая Душа. Это все формы сверхчувственной действительности. Мировой Ум подобен идеям Платона, также как и мировая Душа. Единое, Ум и Душа существуют отдельно и отдельно от них существует материальный мир, с его последовательно нисходящей лестницей ступеней совершенства, то есть чем дальше от Единого, чем менее совершенен мир.

 «Погружаясь в глубины своего внутреннего мира, августиновский субъект познания ищет там не оригинальные неповторимые черты и стороны своей личности, но следы объективной истины. Погружаясь в себя, он должен преодолеть все индивидуальное, относящееся к его личной неповторимости; в самопогружении он должен «превзойти самого себя» и выйти к абсолютной «трансцендентной» истине. Августиновский призыв: «Превзойди самого себя!» становится -лейтмотивом его концепции самопознания»

 

Целью Августина является богопознание, он хочет найти бога в себе и в своей душе. Но чтобы это было возможно, нужно провести анализ души. Самоанализ – не цель, а средство для решения религиозной задачи.

Поздняя Античность: 3-4 век н. э.

 

Все учения, возникающие в этой период – идеалистические. В них также много мистики. Это гностицизм, неоплатонизм, патристика.

 

В этот период проявляется религиозный синкретизм (смешение религий так-то)

 

 

Развитие этих учений происходило в новых общественных условиях. Продолжался наметившийся ранее процесс разложения рабовладельческого строя, постоянные войны, неудовлетворенность, пессимистические настроения создавали тон философии.

 

Важнейшие особенности это времени: борьба с язычеством и начавшийся процесс христианизации народов Европы, завершившийся только в 10-11 вв.

 

Христианское вероучение особенно отразилось на понимании человека. Согласно христианскому учению, человек несет в себе два разных начала. Зиньковский «Основы христианской философии»: «Человек несет в себе два разных начала: с одной стороны образ божий, а с другой стороны,  человеке есть начала греховные, которые искажают начала души иди разрушают их».

 

Г. Державин – написал оду «Бог»: "Я царь, я раб, я червь, я бог".

 

Постепенно становится преобладающей проповедь слабости, ничтожности человека перед высшими силами аскетизм как представление о земной жизни как переходной к высшей жизни – теоцентризм.

В центре находится высшее существо, а человек – в подчинении богу. В этих условиях психология получает новый импульс к углублению созерцания внутреннего мира.

Наблюдается повышение интереса к собственному внутреннему миру, самосознанию, складываются новые представления о соотношении душевных способностях. В противовес интеллектуализму возникает примат воли и чувств, поскольку воля требует прежде всего эмоционального принятия того учения, в которое вы верите.

Также создаются новые представления о путях совершенствования душевных сил.

 

Основные учения

 

Неоплатонизм

Плотин (204-270)

 

Родился в Ликополе, в Нижнем Египте. Молодые годы провел в Александрии, в свое время одном из крупнейших центров культуры и науки. В 231/232242 учился у философа Аммония Саккаса (учеником которого также был Ориген, один из учителей христианской церкви). В 242, чтобы познакомиться с философией персов и индийцев, сопровождал императораГордиана III в персидском походе. В 243/244 вернулся в Рим, где основал собственную школу и начал преподавание. Здесь сложился круг его последователей, объединяющий представителей различных слоев общества и национальностей. В 265под покровительством императора Галлиена предпринял неудачную попытку осуществить идею платоновского государства — основать город философов, Платонополь, который явился бы центром религиозного созерцания. В 259/260, уже в преклонном возрасте, стал фиксировать собственное учение письменно. Фрагментарные записи Плотина были посмертно отредактированы, сгруппированы и изданы его учеником Порфирием. Порфирий разделил их на шесть отделов, каждый отдел — на девять частей (отсюда название всех 54 трактатов Плотина — «Эннеады», αἱ Ἐννεάδες, «Девятки»).

Создал систему неоплатонизма. Ввел идею самопознания как признак человеческой души.

 

Исследователем трудов Плотина был П.П. Блонский (1884-1941) – изложил учение Плотина в книге «Философия Плотина» (1918).

Также о Плотине писал Владиславлев.

 

Его психологию называют итогом развития, последним словом греческой мысли. Система, созданная Плотином, является синтезом идей Платона, Аристотеля, стоиков. Платона – он учит о сверхчувственном мире в отличие от окружающего вещественного. Аристотеля – учение о способностях, которое он продолжает в своих трудах. И когда он спорит со стоиками, он опирается на них, они оказывают влияние на развитие его собственной мысли. Возникает преемственность. Он опирается на всех, но не повторяет никого.

 

«Эннеады» - Плотин не успел написать, но его учения Порфирий разделил учение Плотина на 6 частей. В каждой части по 9 трактатов – отсюда название работы. Развивает учение об эманации или истечении, согласно которому есть Единое – некоторая точка, по своей силе нечто божественное, единая творческая деятельность бога. Посредством эманации из этих излучения образуется сверхчувственный мир – мировой Ум и мировая Душа.

Это все формы сверхчувственной действительности. Мировой Ум подобен идеям Платона, также как и мировая Душа.

 

Единое, Ум и Душа существуют отдельно и отдельно от них существует материальный мир, с его последовательно нисходящей лестницей ступеней совершенства, то есть чем дальше от Единого, чем менее совершенен мир.

 

В индивидуальной душе человека все три ипостаси обнаруживаются и составляют в нем внутреннего человека.

 

Плотин критикует стоиков и все материалистические теории, утверждая абсолютную невещественность, непространственность души, она существует только во времени. Эта особенность души стала центральной мыслью в учении Канта, т.к. он считал, что психическая жизнь существует только во времени, но не в пространстве.

 

Плотин говорит: душа находится в теле как свет в воздухе. Душа независима от тела, но вместе с тем он признает известную взаимосвязь между телом и душой, но только в тех деятельностях, которые осуществляются посредством тела – в аффекта, ощущениях, желаниях, связанных с различными отправлениями организма. В других случаях душа независима от тела.

Душа заботится о самосохранении тела, осуществляет познавательную деятельность - связь человека с внешним миром вещей. Но ничто не мешает душе обратиться на саму себя и считать это также своей функцией, предметом своей деятельности  может быть сама душа. Своеобразие души человека заключается в том, что она может заниматься самосознанием.

Самосознание – признак человеческого духа. Важнейший шаг на пути к интроспективной психологии. Указал, что самосознание – единственный путь к познанию души, войти в себя.

 

Августин Блаженный (354-430 гг) – в контексте религиозного философствования осуществил процесс самопознания. Показал сложность жизни души.

БИОГРАФИЯ. Августин происходил из небогатой провинциальной семьи и в молодости испытал влияние матери-христианки, но долгое время сохранял религиозную индифферентность. Получив образование в Мадавре и Карфагене, избрал карьеру профессионального ритора (с 374). В конце 370-х гг. пережил увлечение манихейством, а в начале 380-х – скептицизмом. В 383 переехал в Рим, но вскоре получил место ритора в Милане, где познакомился с еп. Амвросием и начал изучать сочинения неоплатоников и послания ап. Павла. Весной 387 принял крещение. В 388 вернулся в Сев. Африку: с 391 – пресвитер, а с 395 вплоть до смерти  –  епископ г. Гиппон Регий.

 

Дал трехчленное деление души (память, интеллект, воля). Ввел положение «Я мыслю, следовательно я есть». Один из основателей патристики.

«Великая бездна – сам человек легче сосчитать волосы его, чем все чувства и действия души».

Первым указал на исключительную сложность внутреннего мира человека.

Написал много трудов, в том числе «Исповедь», где описал историю своей жизни, в том числе то, как он выбирал между язычеством и христианством. Указывает на то, что мировоззрение человека вырабатывается им, а не получается просто так. Для этого нужна большая душевная работа. Чтобы относиться к чему-то сознательно, нужно работать над выработкой мировоззрения. Он также описывает постыдные своим поступки, пытался проникнуть в мотивы этих поступков, также рассказал, как решал внутренние конфликты, как боролся с самим собой.

Считал, что этот труд должен показать путь развития человека как превращения жизни из плохой в хорошую, из хорошей в лучшей, из лучшей в наилучшую.

 

Цель этого труда – не рефлексия. Целью Августина является богопознание, он хочет найти бога в себе и в своей душе. Но чтобы это было возможно, нужно провести анализ души. Самоанализ – не цель, а средство для решения религиозной задачи.

Поворот с изучения внешнего мира на изучение внутренней жизни.

 

Попытался описать по уровням процесс самопознания как пути познания души.

Ум должен удалить из себя все телесные представления, отрешиться от всего того, что происходит в теле. Постепенно идти от тела к душе, чувствующей через тело, оттуда к внутренней силе, получающей известия о внешнем через телесные чувства, далее к способности рассуждать, которое составляет суждения о том, что воспринимается телесными чувствами, далее до самопознания, уводит мысль от привычного, стараясь понять, каким светом на нее брызнуло.

 

Таким образом, описание самопознания как метода, который требует изучения сам по себе. Также показано, что с помощью самосознания человек выходит за переделы себя в другое измерение бытия. Он открывает в себе бога. Самопознание выходит к духовности.

 

«Познавая себя, ум не может сомневаться в том, что он живет, понимает это и любит наше бытие и  знание. Относительно этих 3-х вещей мы не боимся обмануться, мы не ощущаем их каким-то телесным чувством, но для меня несомненно, что я существую, что я это знаю, что я это люблю. Даже если я обманываюсь, то уже поэтому я существую.».

Указание на  тройственность аспектов самопознания. Преследование теологической задачи – догмата о троице. Когда Августин раскрывает тройственность самопознания, и он считает, что помогает понять догмат о тройственности.

Это указание содержит и другой смысл – внутренний опыт содержит какую-то безусловную истинность, которая не требует доказательства, т.к. дает очевидно для всех знание

 

Далее это учение возникает вновь у Декарта.

 

Таким образом, комплекс проблем, возникающих у Августина:

 

Описывает иерархию познавательных способностей души.

1. чувственный опыт – подробно описывает ощущения, связанные с органами чувств

2. память. Хочет сказать, что память – это сам человек. Память - не только хранилище прошлого опыта. Она имеет творческое начало. Соединяет прошлое, настоящее и создает их них ткань будущего. Память – хранилище индивидуальной истории.

3. кульминация познаний – ум, отличающий человека от животных

 

Труды по проблеме страстей и воли. Отводит им главное место в структуре души, в этом средоточие душевной жизни.

Ядро человеческого существа – воля.

 

Выделяет две воли: человеческая и духовная.

Человеческая (плотская) воля – распространяется на утилитарную деятельность человека, причина всех поступков человека. Человек выбирает зло как способ действия.

Только божественная воля без усилий человека может направить его неблагочестивые поступки.

 

Человек в полной зависимости от бога.

 

 

Отход от греческой мудрости.

 

ПО ЖДАН

Контекст

В психологических системах античности душа отождествлялась с жизненным началом: в сферу душевных феноменов включались все процессы, обеспечивающие слаженную работу всех систем организма, в том числе пищеварение, дыхание и т. п. Внутренний мир еще не выделялся в качестве самостоятельного предмета исследования.

Об этом писал Н. Н. Ланге: «в исследовании души те психические состояния, которые теснее связаны с окружающим миром, т. е. явления познания, стали раньше предметом рефлексии, чем те, которые определяются природой самого субъекта.

Греческие мыслители много рассуждали о видах познания соответственно объектам его, но понятие сознания почти игнорировалось ими»

В то же время в описании познавательных процессов встречаются указания на внутреннюю жизнь как таковую. Уже Демокрит отмечал: «Тем самым способом, каким мы непосредственно воспринимаем самих себя, мы непосредственно же постигаем, что в нас происходит по свободному выбору, а что — в силу внешнего воздействия».

Платон в идеалистическом духе и в отвлеченной форме описывает переживание, которое испытывает душа в процессе познания, при обсуждении вопроса о чувственном познании Платон обращает внимание на деятельность души с идеями, полученными ею с помощью органов чувств. В мыслях Платона о диалогической форме мышления также выступает активная жизнь души. Аристотель в учении об общем чувстве отмечает, что с его помощью мы не только знаем что-либо об объектах, но и знаем, что мы ощущаем, мыслим и т. п., т. е. сознаем себя знающими. Особенно повышается интерес к внутреннему миру в идеалистических системах поздней античности — в неоплатонизме и патристике.

В неоплатонизме у его основателя Плотина (205—270) развивается учение о происхождении души от мировой в процессе эманации (от лат.— истечение, исхождение) излучений творческой деятельности бога, которые образуют видимый мир с его последовательной — нисходящей — лестницей ступеней совершенства.

Одной из ступеней на этой лестнице является душа как посредствующее начало между сверхъестественным миром и материальными явлениями, которые являются последней ступенью эманации. Плотин указывает на своеобразную природу души, которая проявляется в знании о себе самой. В этом признак человеческого духа.

 

Аврелий Августин (354—430) вводит положение «я мыслю, следовательно, я есть», из которого выводится тезис о достоверности нашего существа.  Августин погружается во внутреннюю жизнь, говорит о глубине и богатстве сознания: «Люди-отправляются в странствования, чтобы насладиться горными высотами и морскими волнами; они восхищаются широким потоком рек, широтой и простором океана и звездными путями, себя же самих они забывают и не останавливаются в удивлении перед собственной внутренней жизнью». Существенно, что и у Плотина, и у Августина вывод о своеобразии сознания и о наличии особой внутренней жизни следует из разрешения задач религиозного характера. «Погружаясь в глубины своего внутреннего мира, августиновский субъект познания ищет там не оригинальные неповторимые черты и стороны своей личности, но следы объективной истины. Погружаясь в себя, он должен преодолеть все индивидуальное, относящееся к его личной неповторимости; в самопогружении он должен «превзойти самого себя» и выйти к абсолютной «трансцендентной» истине. Августиновский призыв: «Превзойди самого себя!» становится -лейтмотивом его концепции самопознания». Поэтому, когда Декарту, впервые осуществившему выделение особой духовной субстанции, признаком (атрибутом) которой является сознание, и выразившему эту идею в положении «cogito ergo sum» (мыслю, следовательно, существую), указывали, что оно встречается у Августина, он возражал: «Действительно, святой Августин пользуется им, чтобы доказать достоверность нашего существа и потом, чтобы доказать, что в нас есть некоторое подобие св. Троицы, ибо мы существуем, знаем, что существуем, и любим это бытие или знание. Я же пользуюсь им, чтобы показать, что Я, который мыслю, есть нематериальная субстанция, не имеющая ничего телесного, а это две совсем разные вещи»

 

Интерес к воле, характерный для античной мысли в связи с этическими проблемами, особенно усиливается в поздней античности. В частности, в полемике между Августином и монахом Пелагием по проблеме человеческой свободы, инициативы среди душевных состояний Августин выделяет волю, которой приписывает решающую побудительную силу.

Он различал две воли — плотскую и духовную. Действие плотской воли распространяется лишь на утилитарную деятельность в эмпирическом мире, она — причина греховных морально порочных действий. Другая — духовная — воля устремлена на жизнь в духе. «И две мои воли ... одна плотская, другая духовная боролись во мне, и в этом раздоре разрывалась душа моя»87. И только бог без всякого усилия со стороны самого человека может превратить его в высокоморальное существо. Пелагий учил о безграничной возможности человеческой воли. «Только то и есть благо, что мы никогда не находим и не теряем без нашей собственной на то воли». Для Августина «воля становится в конце концов решающим ядром человеческого существа; в основе своей ... все роды деятельности внешних чувств и мышление суть волевые акты. Этот поворот в истории психологии охарактеризовали так: господствовавший раньше примат представлений вытеснен у Августина приматом воли». Августин также уделял большое внимание жизни чувств и сердца как в философском познании, так и в нравственно-практической жизни, особенно в деле религиозного служения. Сведения о душе и ее процессах, накопленные античными мыслителями, послужили «отправным пунктом и предпосылкой последующей эмпирической работы»