1. Предмет, метод, задачи и функции истории психологии. Методологические принципы историко-психологического познания. Понятие о категориальном анализе (М.Г. Ярошевский).

История психологии – отрасль психологической науки, предметом которой является реконструкция процесса развития психологических знаний (представлений о психической реальности) в хронологической последовательности его этапов, выявление закономерностей и факторов, влияющих на этот процесс, анализ деятельности творцов психологической мысли. Исследование пути научного познания.

Психология изучает психическую реальность, а история психологии знание о психической реальности. История психологии является ветвью истории (по признакам предмета и методов).

История психологии не равно воспроизведению прошлых воззрений

Методы истории психологии (по А.Н. Ждан):

 

Основной задачей методов и методик исторического исследования является изыскание источников, а затем внутренняя организация, систематизация исследуемого материала, который включает факты, теории, законы, понятия. Работа историка требует синтеза   эмпирического и теоретического подходов  к предмету исследования. 

·         теоретическая реконструкция – описание и критический анализ научных систем прошлого, конкретных программ получения, обоснования и систематизации психологического знания

Его результатом является ретроспективное воспроизведение научных концепций, проблем, исследовательских методов и т. п. в их исторической последовательности в соответствии с логикой предмета.

·         изучение научных школ

·         изучение архивных материалов

·         метод интервьюирования

Беседа по заранее составленному исследователем перечню вопросов, направленных на получение материалов в соответствии с конкретной задачей исследования.

Примеры: беседы Р. Ивенса, американского психолога, с К. Юнгом, Э. Джонесом, Э. Фроммом и др. Из советских исследователей этим методом пользовались В. В. Умрихин, Даниличева. Был проект начала 2000х, посвященный А. Н. Леонтьеву, где во введении Е. Е. Соколова пишет, что:

В устных же беседах вдруг возникает «личностная история» (М.Полани), передается именно дух времени, в котором существовала та или иная школа. И нужно спешить, пока живут еще очевидцы тех или иных исторических событий.

·         биографический и автобиографический методы

воссоздают атмосферу реальной жизни, являются источником знаний о духовном развитии ученого, этапах его научного труда. Метод играет огромную роль в пропаганде науки, дает уникальный материал о жизни людей науки, научном творчестве.

Пример: А. Р. Лурия «Этапы пройденного пути. Научная автобиография» (М., 1982).

·         анализ научных ссылок

Установление частоты цитирования научных трудов, производится с целью получения сведений о связях между научными направлениями, о переднем крае науки и тенденциях ее развития. Значимость этого приема для изучения состояния и динамики научных исследований ограничена, поскольку частота цитирования определяется не только объективной ценностью научного труда, но и другими факторами, влияющими на степень его известности в научном сообществе. Названный прием может использоваться в историческом .исследовании только в совокупности с другими методами.

 

Методы истории психологии (по С.П. Сенющенкову):

·         работа с текстами, материальными предметами, связанными с деятельностью учёных прошлого (инструментами, аппаратурой) – выделение фактов, сравнительный анализ;

·         биографический метод;

·         интервью;

·         количественные методы (как вспомогательные) – контент-анализ текстов, анализ цитирований, построение индекса цитирования.

 

Задачи(шаги к цели)

- анализ возникновения и дальнейшего развития научных знаний о психике.

- выявление путей, факторов, источников и закономерностей

- изучение вклада ключевых фигур творцов психологического знания

 

Интегративная функция (цель) истории психологии – она позволяет понять психологию целиком.

 

Опираясь на основные методологические положения М.Г. Ярошевского, можно выделить и конкретизировать основные функции истории психологии в развитии психологического познания.

·         Познавательная функция истории психологии, состоящая в вооружении ученого необходимой ему информацией о конкретных теориях и фактах, научных школах и дискуссиях; в обеспечении осмысления системы идей и категорий, образующих современный уровень психологической науки; в расширении её ресурсов за счёт обращения к историческим корням, учёта и использования того богатейшего опыта, который накоплен в ходе многовековой истории познания психической реальности.

·         Организационно-научная функция истории психологии, проявляющаяся в её роли как основы планирования и проведения актуальных научных исследований – с учётом как успехов и достижений, так и просчётов и неудач, имевших место в истории развития психологической мысли.

·         Функция стимулирования поступательного развития психологического знания, направленная на предохранение учёного от "тавтологии в науке", бессмысленных повторов и топтания на месте, воспроизведения уже пройденных путей в науке, попыток вновь и вновь "изобретать велосипед", выдавать исторически сложившиеся идеи и представления за новые открытия.

·         Рефлексирующая функция истории психологии, состоящая в формировании правильного понимания и адекватной оценки возможностей, познавательных и преобразовательных ресурсов психологии, её места в научном познании и общественной практике.

·         Интегративная функция истории психологии – "она раскрывает связь психологии с другими науками…, а также связь между различными отраслями психологии".

·         Воспитательная функция истории психологии –знакомство с прошлым научной мысли "исполнено…глубинного личностного, духовного смысла. Человек не может осмысленно жить и действовать, если его существование не опосредовано какими-то устойчивыми ценностями, несравненно более прочными, чем его индивидуальное Я. К таким ценностям относятся и создаваемые наукой… Приобщаясь к истории науки, мы ощущаем причастность к великому делу, которым веками были заняты благородные умы и души…".

·         Прогностическая функция, состоящая в выделении перспективных линий развития психологии, осуществлении "вероятностного прогноза ее дальнейшей эволюции".

 

 

Методологические принципы историко-психологического познания

·         Принцип историзма

Подразумевает, что мы рассматриваем каждое явление в его развитии в контексте исторических условий, в которых оно возникло. Мы его рассматриваем как момент развития научного знания. Также рассматриваем его, пытаясь дать ему критическую оценку. Сложность такой оценки заключается в том, что мы должны увидеть этот момент прошлого в его соотношении с предшествующим и последующим. Но мы не должны привносить туда то, чего там нет. Ошибки – презентизм (ограничивает историческое исследование лишь тем, что обладает значимостью для настоящего этапа развития науки и вместо изучения исторического процесса развития науки во всей его полноте ориентируется на выделение лишь таких фрагментов его содержания, которые наиболее соответствуют современным взглядам) и антикваризм (рассматривает прошлую историю безотносительно к задачам современности, как нечто застывшее, окаменевшее. Такая «чистая история» превращается в простую регистрацию событий в их временной последовательности и не вписывается в практику современного научного исследования)

·         Принцип единства логического и исторического.

В каждом тексте или открытии учёного мы пытаемся увидеть сущность явления. Логическое стоит вначале, помогает понять историческое знание. Задача в том, чтобы понять, что в этом явлении собственно историческое, а что логическое (сущность идеи).

·         Историко-психологическое познание требует выявления социально-политической направленности,   идеологической сущности психологических идей.

Внимание к идеологической стороне психологических знаний способствует углублению понимания их собственно научного содержания: включение психологических концепций в контекст социальной жизни означает в то же время и проверку их истинности критерием социальной практики. Такой подход противостоит как объективизму, рассматривающему научные концепции вне их реальной социальной роли в жизни общества, так и субъективизму в исторической науке.

·         Принцип детерминизма

Требует от историка умения раскрыть способ причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами. По М.Г. Ярошевскому, в истории представлены разные типы детерминизма: предмеханический, механический, биодетерминизм, психодетерминизм, социодетерминизм. Каждый из них противостоит индетерминизму в трактовке психических явлений как якобы возникающих спонтанно.

 

М.Г. Ярошевский (1915-2001) задался вопросом: «Если всё меняется в истории, остаётся ли что-то инвариантное?». Категориальный подход к истории психологии. Согласно Ярошевскому, такие инварианты существуют. На протяжении всей истории неизменной остаётся область изучения, являющаяся предметом психологии. Каждый организм, обладающий психикой, должен иметь какое-то представление о мире, чтобы в нём жить. Живые существа действуют в мире, и что-то направляет их действия. Есть предельно общие понятия – категории – они охватывают всю психическую реальность. Ярошевский разработал оригинальную концепцию истории психологии под названием категориальный анализ. Концепция включает анализ категориального аппарата, объяснительных принципов и глобальных проблем, их преобразование в ходе исторического пути развития науки. Выделены специфические конкретно-научные категории, воспроизводящие различные стороны психологической реальности

·         категория образа – всё то, что позволяет представить мир, перенести во внутренний мир то, что находится извне;

·         категория действия;

·         категория мотива.

·         категория психосоциальных отношений;

·         категория личности.

Система этих категорий вместе с объяснительными принципами – детерминизма, системности, развития – составляет категориальный аппарат науки, ее инвариантное ядро. Применение категориального анализа позволяет увидеть в меняющихся знаниях о субъективной реальности их постоянные компоненты. Концепция предполагает учет социокультурных условий и роли личности ученого в объяснении появления и развития психологических знаний. Среди социо- психологических факторов научного творчества выделяется оппонентный круг ученого.

 

Категории вечны, а ответы на них историчны. Система этих категорий вместе с объяснительными принципами – детерминизма, системности, развития – образуют категориальный аппарат науки, её инвариантное ядро.

 

Принципы:

- принцип детерминизма

Принцип детерминизма требует от историка умения раскрыть способ причинного объяснения психического как обусловленного порождающими его факторами. Согласно Ярошевскому, в истории представлены разные типы детерминизма: предмеханический, механический, биодетерминизм, психодетерминизм, социодетерминизм. Каждый из них противостоит индетерминизму в трактовке психических явлений как якобы возникающих спонтанно.

Принципы историко-психологического исследования в совокупности с конкретными методами составляют основу научного анализа исторического пути развития «психологии.

 

Понятие о категориальном анализе (М.Г.Ярошевский).

Инвариантный и меняющийся в истории.

Есть ли что-то постоянное?

У Г.Оллпорта - все настолько разное в периодах.

Ответу на этот вопрос дает оригинальный подход, который разработал Ярошевский - «категориальный подход в психологии».

Есть какие-то золотые факты, идеи, которые остаются в психологии, хотя они были известны давно. Например, ассоциация, связь, рефлекс, темперамент.

Опирается на понятие психосферы (Лянге Н.Н. Ввел этот термин) - образование, которое включает все стороны, аспекты психической жизни, психики как образование, кот.свойственно организмам на определенном этапе развития. Включает в себя след.компоненты, сов-ть трех сторон взаимосвязи организма, облад-го психикой с окружающим миром:

Как мир репрезентируется субъекту, обладающему психикой, в какой форме ему представляется. (принимающая сторона)

Как организм отвечает на внешнее воздействие (действенная сторона отношения взаимосвязи организма с миром) 

Как понять источник этого действенного механизма, активности (проблема мотивации)

Таким образом, восприятие мира, ответ на воздействие мира, мотивационный компонент.

Предложил обозначать каждый аспект категорией. Категория - общее понятийное образование. Взаимодействие в плане репрезентации внешнего мира,

1 - образ, мир воспринимается в форме образа.

2 - действие.

3 - мотивы.

На протяжении истории менялось понимание этих категорий. Образ не тождественен образу ощущения.

Категория действия выражается по разному: рефлекс, деятельность, поступок.

Кат.мотива выражалась как: аффект, эмоции, чувства, влечения, воля.

Позже было добавлено еще 2 категории: личность и психосоциальное отношение.

Инвариантна сетка категорий. Категориальный подход включает также неизменные, инвариантные принципы, которые на протяжении всего развития научного знания иметь в виду, 3 принципа:

-Принцип детерминизма

-Пр.развития

-Пр.системности

Научное знание всегда рук-ся этими принципами, но содержание их исторично. Больше всего Ярошевский занимался принципом детерминизма.

Третья инварианта по Ярошевскому - проблемы. Проблемы, которые решает наша наука. Например, психофизическая (пр.места психического в мире), психофизиологическая (соотношение психического и физиологического в организме), психогностическая (пр.познания мира)  и др. Согласно Ярошевскому инвариантами явл-ся сово-ть категорий, принципов, проблем, это тот кристалл, через который мы смотрим на различные учения прошлого. Наша задача - каждый раз конкретно увидеть воплощение этих принципов на опр.этапе развития знаний.

Понимание больших научных систем в 20 веке. Например, образ-действие-мотив в бихевиоризме - преимущественно разработана категория действия. Психоанализ - кат.мотивации.

 

Каждая из этих теорий претендовала на общепсих.знание. Оказывается, что этот замысел не реализуется у них. Выготский «на самом деле это не общая психология, а это отдельные главы из психологии (глава о мотивации, действиях..)». Использование категориального анализа помогает лучше понять исторический смысл каждой концепции.